Мы собрали в одном месте все главные вопросы режиссеров, которые хотят пойти учиться. На все вопросы ответил Герман Сидаков.
Нужно ли учиться режиссуре?
Сейчас об этом много спорят. Одни говорят, что обучение убивает индивидуальность, что для того чтобы научиться надо просто снимать кино или ставить спектакли; другие — что надо брать у ведущих мастеров их секреты, и с помощью них делать свои работы. На мой взгляд правы первые. Лучше постоянно что-то снимать и консультироваться с кем-то, кому ты доверяешь, кто не будет ломать индивидуальность.
А зачем тогда школа и вообще все ваши курсы?
Мои курсы выстраивались на таком подходе к обучению, который дает возможность поступившим как можно больше снимать и как можно больше ставить. Режиссеры и актеры учатся вместе, они – единый курс. И когда надо что-то снять, им не надо никуда бегать, искать артистов, возможности, они могут это делать сразу же: пробовать, ошибаться, снимать и переснимать, у них есть возможность пробовать самим, а не слушать рассказы про то, как это делают другие. Когда я разрабатывал формат школы, я исходил именно из того, чтобы студенты как можно больше делали сами, чтобы все обучение проходило на примере их собственных работ. Чтобы я и мои коллеги не только давали знания, но и могли помогать советами в их собственной работе. Поэтому я очень редко вмешиваюсь в работу студента, я советую, а их дело послушать мой совет или попробовать сделать так, как им подсказывает интуиция. И очень часто их интуиция бывает права. Когда я учился с Гитисе, то П. Н. Фоменко никогда не вмешивался в наши работы, мы либо добивались успеха, либо проваливались, и то и другое полезно для обучения. Только первого должно быть больше. Чтобы учиться на ошибках, но состоять из побед.
А есть ли результаты вашего обучения, какова судьба ваших учеников?
Ну, первый результат — то что размещено на сайте и на ютюбе, там есть работы наших учеников, которые любой может посмотреть, и сделать свои выводы. Мы — одна из немногих школ, которая может показать работы учеников в таком объеме. Там есть и киноработы и работы на площадке, и все это мы выставляем без купюр. Второе — это то, что актеры нашей школы активно снимаются, и снимают их с удовольствием. Когда мы начинали, то наших учеников не всегда доже допускали до проб в кино, сейчас их смотрят в первых рядах. Мне постоянно звонят ассистенты по актерам и спрашивают, кого я могу посоветовать для той или иной роли в кино. И таких звонков становится все больше. Сейчас стали много звонить и спрашивать уже режиссеров, которые могут работать с актерами, видимо, в этом сейчас большой дефицит.
Что касается режиссеров, то они активно работают и в кино, и в театре. Но режиссерская судьба не так быстро формируется, режиссер — профессия сложная и формирующаяся долго, режиссер должен выработать свой почерк, взгляд на жизнь, и это должно быть интересно. Многие режиссеры проявляются поздно, гораздо позже, чем артисты. Потом, режиссер гораздо дольше снимает/ставит, и у него редко бывают параллельные работы. Но мы пробуем сделать так, чтобы наши режиссеры были в постоянной работе, чтобы они вырабатывали свой взгляд на действительность. В прошлом году они поставили 3 спектакля, один спектакль сейчас показывается для отбора на «Золотую маску», его поставил Игорь Неведров, сейчас он ставит спектакль в театре Романа Виктюка, и у него есть еще предложение из другого театра. Также он сейчас снимает короткометражку, давольно интересную, сейчас идет предпродакшн.
В настоящее время в школе идет работа над короткометражками и над спектаклями. Очень многие из наших режиссеров снимают клипы, рекламы, многие работают режиссерами на сериалах. Я надеюсь, что на новом курсе наши режиссеры снимут альманах. И смогут заявить о себе, как об интересных мастерах.
Кстати о новом курсе, чем он отличается от предыдущих?
Новый курс отличается тем, что у него есть конкретная цель — это АЛЬМАНАХ. Это не просто какой-то учебный альманах, а кино для проката, которое мы будем продвигать и пробовать на нем заработать. Поэтому работа над ним будет вестись самая серьезная. Для этого мы набираем на курс также группы сценаристов и продюсеров, которые с самого начала будут готовить этот альманах к съемкам, обучаясь на более мелких работах своему ремеслу. Мне кажется, что я пригласил интересных мастеров на эти направления. Это Петр Внуков — у сценаристов, и Андрей Бондаренко для продюсеров. Мне нравится, что они не уставшие люди, а такие, которые что-то предлагают, фантазируют, готовы к эксперименту. В общем, они не «училки» еще))) .
А режиссеры и актеры должны будут активно обучаться, чтобы к моменту съемок альманаха они уже имели определенный опыт и могли снять альманах качественно. И у режиссеров, и у актеров будет очень насыщенная программа. Достаточно сказать, что они в процессе обучения должны будут снять по 2 коротких метра, по 2 монолога, отрывок из Шекспира, отрывок со сценическим боем, и к тому же поставить на сцене 2 отрывка: отрывок из Шекспира и отрывок из современной пьесы, продолжительностью не менее 20 минут сценического времени. И все это будет завершаться съемкой киноальманаха. Такой график подразумевает глубокое погружение в процесс обучения. Где надо будет активно работать, быть в постоянной готовности к провокации. Мне хочется собрать очень молодую, и шебутную компанию, где будет творческая движуха, провокации, показы, диспуты, ночные и дневные съемки, споры, суточные бдения, вдохновение и озарения))) . Но не хочется, чтобы это была тусовка, не хочется видеть тусовщиков на курсе, хочется неспокойную творческую молодежь, чтобы и самому у них чему-то поучиться…
А вы большое значение придаете тому, какая группа будет обучаться?
Да, у меня так сложилась судьба, что я был участником создания 2 театров. Первый — это Мастерская Петра Фоменко, а второй — СТИ. На первом курсе я был студентом, на втором педагогом. Все эти театры создавались на моих глазах. И я понимаю, какое значение имеют люди, которые там обучаются. Хотя, конечно, личность мастера также очень важна. Первый был одухотворен личностью П.Н. Фоменко, второй — С.В. Женовача. Я помню, как мы, будучи студентами, сидели в буфете Гитиса, и после бессонной ночи говорили о наших отрывках, спорили о театре. За соседним столиком сидели ребята с другого курса, я прислушался к их разговору и услышал, что они обсуждают вчерашний клуб, какие-то ночные приключения. И тогда я понял, насколько мы от них отличаемся. Нам бы и в голову не пришло тратить время на эти разговоры, потому, что это было настолько неважным для нас, настолько фоном жизни, что если бы кто-то просто заговорил про это в нашей компании, то это вызвало бы общее недоумение.
Это не значит, что мы жили какой-то другой жизнью, что мы не бывали в клубах и в других местах, мы так же жили, и были не менее активны в досуге, но это не становилось смыслом жизни, чем-то тем, что можно всерьез обсуждать. Так же было и когда мы набрали курс, который стал театром СТИ. Там подобрались очень интересные ребята… я до сих пор помню первый экзамен по мастерству, мы (педагоги) возвращались с кафедры, где нас немножко потрепали, шли не в самом лучшем настроении, заходим в аудиторию, а там сидят наши ребята на полу, в кружочке… Горят свечки а посреди круга натюрморт: оконная рама стоит, чем-то подпертая и рядом с ней дед мороз, и играет тихая, добрая музыка. Я помню, что Женовач просто проглотил слезу, да и мы все вдруг оказались в другом мире. Так мы и провели обсуждение первого экзамена сидя в кружочке, при свечах. И не хотелось ни ругаться, ни выяснять, что получилось, а что нет. Мы просто беседовали на равных. Это впечатление навсегда осталось во мне. Поэтому я придаю огромное значение тому, кто учится на курсе.
Меня всегда ругают за то, что я веду себя не как бизнесмен. Что ко мне приходят в 15 раз больше людей, чем я беру, что я практически «разгоняю покупателей». Мол, к тебе приходят люди, и каждый говорит: «Я хочу тебе дать свои 80 тыс», а ты их разгоняешь. И что я скоро прогорю. Надеюсь, я здесь ответил всем, почему я так делаю.
Что бы вы хотели сказать тем, кто поступает к вам сейчас?
Поступайте. Сейчас много говорят, что поступить в школу невозможно, что я даже профессионалов не беру, и прочие слухи идут. Не слушайте, пробуйте, я не смотрю на то насколько вы подготовленны, мне интересны вы как человек, и если вы как личность интересны, то можете точно претендовать на место на курсе.
Если кто-то не поступит в вашу школу, что бы вы им посоветовали?
Поступать в другие школы. Только выбирайте такие школы, в которых вами будут заниматься. Если вам предлагают просто лекции, то лучше в эти школы не ходить, это пустая трата времени. Лекции, даже если они читаются известными людьми, ни к чему не приводят, лучше один раз снять самому, чем посидеть на 20 лекциях самых великих людей. Я знаю многих постоянных завсегдатаев репетиций, они уже лет 20 ходят ко всем на репетиции, к Фоменко ходили, к Любимову ходили, ко всем другим ходят, но когда хотят что-то поставить, у них ничего не получается. Это пустая трата времени. Идите туда, где созданы условия для съемок, где вы постоянно можете консультироваться с профессионалами по поводу ваших работ. Не работ Фелинни, Тарковского, Гринуэйя, а ваших работ, это самое главное. Если вы нашли такую школу, то смотрите, чтобы вас не начали учить а-ля авторскому кино, где чем дольше, тем лучше, а учили снимать интересное кино. И не только за счет красивых планов, но и за счет истории, рассказанной через актера. Никогда не выполняйте формально упражнений, иначе так и станете формалистом, даже если упражнение имеет свою замкнутую, короткую задачу, все равно снимайте его, как свое кино, как свое авторское высказывание. Нельзя быть здесь творческим человеком, а здесь исполнителем, либо — либо!
Удачи всем!
«Если вы действительно решили стать режиссёром, вам многое хочется сказать, но вы не знаете, как это сделать. Не знаете с чего начинается работа режиссёра, да и в чём собственно заключается? Робеете при мысли о встрече с актёрами, не понимаете, как с ними работать и как увлечь, но всё это хочется преодолеть, значит, вы созрели для обучения и вам стоит пробовать поступать. Но сначала познакомьтесь с необходимым минимумом для этой профессии, и если после этого желание не пропадёт, то приглашаю к сотрудничеству!
Не забывайте, что всё вышеперечисленное лишь необходимый минимум. Но если у вас появилось желание перепрыгнуть эту пропасть, то это (по определению Мейерхольда) первый признак режиссёрского характера.
Приходите, быть может, вас ждет интереснейшее занятие длинною в жизнь»
Герман Сидаков