Режиссерам

Мы собрали в одном месте все главные вопросы режиссеров, которые хотят пойти учиться. На все вопросы ответил Герман Сидаков. 

12032527_1042883025736012_941218473_n

Нужно ли учиться режиссуре? 

Сейчас об этом много спорят. Одни говорят, что обучение убивает индивидуальность, что для того чтобы научиться надо просто снимать кино или ставить спектакли; другие — что надо брать у ведущих мастеров их секреты, и с помощью них делать свои работы. На мой взгляд правы первые. Лучше постоянно что-то снимать и консультироваться с кем-то, кому ты доверяешь, кто не будет ломать индивидуальность.

А зачем тогда школа и вообще все ваши курсы?

Мои курсы выстраивались на таком подходе к обучению, который дает возможность поступившим как можно больше снимать и как можно больше ставить. Режиссеры и актеры учатся вместе, они – единый курс. И когда надо что-то снять, им не надо никуда бегать, искать артистов, возможности, они могут это делать сразу же: пробовать, ошибаться, снимать и переснимать, у них есть возможность пробовать самим, а не слушать рассказы про то, как это делают другие. Когда я разрабатывал формат школы, я исходил именно из того, чтобы студенты как можно больше делали сами, чтобы все обучение проходило на примере их собственных работ. Чтобы я и мои коллеги не только давали знания, но и могли помогать советами в их собственной работе. Поэтому я очень редко вмешиваюсь в работу студента, я советую, а их дело послушать мой совет или попробовать сделать так, как им подсказывает интуиция. И очень часто их интуиция бывает права. Когда я учился с Гитисе, то П. Н. Фоменко никогда не вмешивался в наши работы, мы либо добивались успеха, либо проваливались, и то и другое полезно для обучения. Только первого должно быть больше. Чтобы учиться на ошибках, но состоять из побед.

А есть ли результаты вашего обучения, какова судьба ваших учеников?

Ну,  первый результат — то что размещено на сайте и на ютюбе, там есть работы наших учеников, которые любой может посмотреть, и сделать свои выводы. Мы — одна из немногих школ, которая может показать работы учеников в таком объеме. Там есть и киноработы и работы на площадке, и все это мы выставляем без купюр. Второе — это то, что актеры нашей школы активно снимаются, и снимают их с удовольствием. Когда мы начинали, то наших учеников не всегда доже допускали до проб в кино, сейчас их смотрят в первых рядах. Мне постоянно звонят ассистенты по актерам и спрашивают, кого я могу посоветовать для той или иной роли в кино. И таких звонков становится все больше. Сейчас стали много звонить и спрашивать уже режиссеров, которые могут работать с актерами, видимо, в этом сейчас большой дефицит.

Что касается режиссеров, то они активно работают и в кино, и в театре. Но режиссерская судьба не так быстро формируется, режиссер — профессия сложная и формирующаяся долго, режиссер должен выработать свой почерк, взгляд на жизнь, и это должно быть интересно. Многие режиссеры проявляются поздно, гораздо позже, чем артисты. Потом, режиссер гораздо дольше снимает/ставит, и у него редко бывают параллельные работы. Но мы пробуем сделать так, чтобы наши режиссеры были в постоянной работе, чтобы они вырабатывали свой взгляд на действительность. В прошлом году они поставили 3 спектакля, один спектакль сейчас показывается для отбора на «Золотую маску», его поставил Игорь Неведров, сейчас он ставит спектакль в театре Романа Виктюка, и у него есть еще предложение из другого театра. Также он сейчас снимает короткометражку, давольно интересную, сейчас идет предпродакшн.

В настоящее время в школе идет работа над короткометражками и над спектаклями. Очень многие из наших режиссеров снимают клипы, рекламы, многие работают режиссерами на сериалах. Я надеюсь, что на новом курсе наши режиссеры снимут альманах. И смогут заявить о себе, как об интересных мастерах.

Кстати о новом курсе, чем он отличается от предыдущих?

Новый курс отличается тем, что у него есть конкретная цель — это АЛЬМАНАХ. Это не просто какой-то учебный альманах, а кино для проката, которое мы будем продвигать и пробовать на нем заработать. Поэтому работа над ним будет вестись самая серьезная. Для этого мы набираем на курс также группы сценаристов и продюсеров, которые с самого начала будут готовить этот альманах к съемкам, обучаясь на более мелких работах своему ремеслу. Мне кажется, что я пригласил интересных мастеров на эти направления. Это Петр Внуков — у сценаристов, и Андрей Бондаренко для продюсеров. Мне нравится, что они не уставшие люди, а такие, которые что-то предлагают, фантазируют, готовы к эксперименту. В общем, они не «училки» еще))) .

А режиссеры и актеры должны будут активно обучаться, чтобы к моменту съемок альманаха они уже имели определенный опыт и могли снять альманах качественно. И у режиссеров, и у актеров будет очень насыщенная программа. Достаточно сказать, что они в процессе обучения должны будут снять по 2 коротких метра, по 2 монолога, отрывок из Шекспира, отрывок со сценическим боем, и к тому же поставить на сцене 2 отрывка: отрывок из Шекспира и отрывок из современной пьесы, продолжительностью не менее 20 минут сценического времени. И все это будет завершаться съемкой киноальманаха. Такой график подразумевает глубокое погружение в процесс обучения. Где надо будет активно работать, быть в постоянной готовности к провокации.  Мне хочется собрать очень молодую, и шебутную компанию, где будет творческая движуха, провокации, показы, диспуты, ночные и дневные съемки, споры, суточные бдения, вдохновение и озарения))) . Но не хочется, чтобы это была тусовка, не хочется видеть тусовщиков на курсе, хочется неспокойную творческую молодежь, чтобы и самому у них чему-то поучиться…

А вы большое значение придаете тому, какая группа будет обучаться? 

Да, у меня так сложилась судьба, что я был участником создания 2 театров. Первый — это Мастерская Петра Фоменко, а второй — СТИ. На первом курсе я был студентом, на втором педагогом. Все эти театры создавались на моих глазах. И я понимаю, какое значение имеют люди, которые там обучаются. Хотя, конечно, личность мастера также очень важна. Первый был одухотворен личностью П.Н. Фоменко, второй — С.В. Женовача. Я помню, как мы, будучи студентами, сидели в буфете Гитиса, и после бессонной ночи говорили о наших отрывках, спорили о театре. За соседним столиком сидели ребята с другого курса, я прислушался к их разговору и услышал, что они обсуждают вчерашний клуб, какие-то ночные приключения. И тогда я понял, насколько мы от них отличаемся. Нам бы и в голову не пришло тратить время на эти разговоры, потому, что это было настолько неважным для нас, настолько фоном жизни, что если бы кто-то просто заговорил про это в нашей компании, то это вызвало бы общее недоумение.

Это не значит, что мы жили какой-то другой жизнью, что мы не бывали в клубах и в других местах, мы так же жили, и были не менее активны в досуге, но это не становилось смыслом жизни, чем-то тем, что можно всерьез обсуждать. Так же было и когда мы набрали курс, который стал театром СТИ. Там подобрались очень интересные ребята…  я до сих пор помню первый экзамен по мастерству, мы (педагоги) возвращались с кафедры, где нас немножко потрепали, шли не в самом лучшем настроении, заходим в аудиторию, а там сидят наши ребята на полу, в кружочке… Горят свечки а посреди круга натюрморт: оконная рама стоит, чем-то подпертая и рядом с ней дед мороз, и играет тихая, добрая музыка. Я помню, что Женовач просто проглотил слезу, да и мы все вдруг оказались в другом мире. Так мы и провели обсуждение первого экзамена сидя в кружочке, при свечах. И не хотелось ни ругаться, ни выяснять, что получилось, а что нет. Мы просто беседовали на равных. Это впечатление навсегда осталось во мне. Поэтому я придаю огромное значение тому, кто учится на курсе.

Меня всегда ругают за то, что я веду себя не как бизнесмен. Что ко мне приходят в 15 раз больше людей, чем я беру, что я практически «разгоняю покупателей». Мол, к тебе приходят люди, и каждый говорит: «Я хочу тебе дать свои 80 тыс», а ты их разгоняешь. И что я скоро прогорю. Надеюсь, я здесь ответил всем, почему я так делаю.

Что бы вы хотели сказать тем, кто поступает к вам сейчас? 

Поступайте. Сейчас много говорят, что поступить в школу невозможно, что я даже профессионалов не беру, и прочие слухи идут. Не слушайте, пробуйте, я не смотрю на то насколько вы подготовленны, мне интересны вы как человек, и если вы как личность интересны, то можете точно претендовать на место на курсе.

Если кто-то не поступит в вашу школу, что бы вы им посоветовали? 

Поступать в другие школы. Только выбирайте такие школы, в которых вами будут заниматься. Если вам предлагают просто лекции, то лучше в эти школы не ходить, это пустая трата времени. Лекции, даже если они читаются известными людьми, ни к чему не приводят, лучше один раз снять самому, чем посидеть на 20 лекциях самых великих людей. Я знаю многих постоянных завсегдатаев репетиций, они уже лет 20 ходят ко всем на репетиции, к Фоменко ходили, к Любимову ходили, ко всем другим ходят, но когда хотят что-то поставить, у них ничего не получается. Это пустая трата времени. Идите туда, где созданы условия для съемок, где вы постоянно можете консультироваться с профессионалами по поводу ваших работ. Не работ Фелинни, Тарковского, Гринуэйя, а ваших работ, это самое главное. Если вы нашли такую школу, то смотрите, чтобы вас не начали учить а-ля авторскому кино, где чем дольше, тем лучше, а учили снимать интересное кино. И не только за счет красивых планов, но и за счет истории, рассказанной через актера. Никогда не выполняйте формально упражнений, иначе так и станете формалистом, даже если упражнение имеет свою замкнутую, короткую задачу, все равно снимайте его, как свое кино, как свое авторское высказывание. Нельзя быть здесь творческим человеком, а здесь исполнителем, либо — либо!

Удачи всем!

 

«Если вы действительно решили стать режиссёром, вам многое хочется сказать, но вы не знаете, как это сделать. Не знаете с чего начинается работа режиссёра, да и в чём собственно заключается? Робеете при мысли о встрече с актёрами, не понимаете, как с ними работать и как увлечь, но всё это хочется преодолеть, значит, вы созрели для обучения и вам стоит пробовать поступать. Но сначала познакомьтесь с необходимым минимумом для этой профессии, и если после этого желание не пропадёт, то приглашаю к сотрудничеству!

  • Итак, режиссёр, само собой, и прежде всего, личность, и эта личность должна быть по-настоящему свободной. Для этого необходимо научится доверять себе;
  • Необходимо развивать в себе концептуальное, образное и в то же время предельно конкретное мышление;
  • Объёмное пространственное мышление — как 3D-графика, востребовано почти ежеминутно;
  • Чувство правды на уровне абсолютного слуха;
  • Уметь делать психологический разбор, куда мы без него?
  • Быть на «ты» с ощущением формы, знать законы пластической и пространственной выразительности;
  • Понимать, что такое темпо-ритмическая динамика;
  • Обязательны лидерские качества, такие, как смелость, ответственность, целеустремленность;
  • Необходимая особенность мышления режиссёра — это познание мира через людей. Обратите внимание — через людей, не через идеи, а через людей;
  • Важно быть коммуникабельным и испытывать радость от общения с окружающим и окружающими. Желательно, чтобы и они испытывали тоже;
    Уметь создавать команду и работать в ней, провоцировать находящихся рядом на нужные вам проявления;
  • Режиссёр — это педагог. Он разбирается в психологии, умеет работать с актёром, сохраняя его индивидуальность;
  • Маленькое пожелание — любить жизнь, людей и животных;
  • Юмор необходим, и не только по отношению к окружающим, но прежде всего к себе. Зануд отстреливают на первой репетиции;
  • Любопытство…любопытство. Нелюбопытный режиссёр — это безногий футболист;
  • Цепкое внимание, взрывное воображение;
  • Незаурядная эмоциональная память;
  • Природная доброта, внутренняя интеллигентность, образованность;
  • Надо любить логику, но ещё больше противоречия;
  • И самое главное, надо очень, очень хотеть стать режиссёром, прежде чем решиться пойти в эту самую интересную в мире профессию.

Не забывайте, что всё вышеперечисленное лишь необходимый минимум. Но если у вас появилось желание перепрыгнуть эту пропасть, то это (по определению Мейерхольда) первый признак режиссёрского характера.

Приходите, быть может, вас ждет интереснейшее занятие длинною в жизнь»

Герман Сидаков

Мы в Facebook Мы в Вконтакте Мы в Instagram
English
© 2014-2017 АНО "Школа драмы Германа Сидакова"
Любое цитирование, или перепечатка материала, только со ссылкой на первоисточник. Политика приватности