Имидж-конструктор. Часть I.

Имидж — это набор определенных навыков, с помощью которых вы производите впечатление на окружающих. И хорошо бы уметь делать это осознанно, ясно понимая за счет каких приемов и навыков вы этого достигаете. Программа «Имидж конструктор» основана на очень конкретных умениях в работе с голосом, телом, жестом, внешней выразительностью, базовыми поведенческими структурами, которые помогают осознавать ваши действия в процессе общения.

Построение имиджа проходит в три этапа: первый этап — это разработка имиджа в определенном направлении, освобождение голоса, снятие психологических и физических зажимов, постановка речевого голоса, снятие физических блоков, освобождение от боязни самого себя. Второй и третий этапы — это разработка имиджевого образа, индивидуальная разработка харизмы. Очень сложно описать все три этапа в формате одной статьи. Поэтому здесь я коснусь только первого этапа.

Первый этап — самый важный из всех, если его не пройти, то никакая работа над имиджем невозможна. У всех тех, у кого не получилось что-то в себе поменять, хотя они ходили к хорошим педагогам по личностному росту, кто не раз пробовал подражать своим кумирам и потерпел фиаско, кто потратил не один понедельник на то, чтобы изменить себя самостоятельно и все безуспешно, у всех одна причина провала — они пропустили первый этап построения имиджа — освобождение самого себя.

Обычно мы пробуем избавиться от проблем только психологическими способами, но в 90% случаев эти проблемы невозможно исправить, не сняв укоренившиеся в теле, голосе, речи, телесных привычках поведенческие блоки. Огромное количество зажимов коренятся в заваленном голосе, зажатых мышцах, заблокированных жестах. И без работы над голосом, телом, психологическим жестом, речью, ваши усилия будут сведены на нет. Вы можете долго заниматься ораторским искусством, но если ваша природа заблокирована, результат будет отрицательным. Многие это уже почувствовали на себе. Часто внутренний зажим настолько велик, что его одними психологическими способами не исправить. Исправлять надо комплексно, все сразу, по нескольким направлениям одновременно. Речь, голос, тело, поведенческие модели – все эти направления должны исправляться параллельно, иначе зажим станет блуждающим. Он просто будет перекочевывать из одной области в другую. Вы освободите голос, а зажмется речевой аппарат, найдете телесный зажим, а зажмется голос, будете работать над нужной вам поведенческой моделью, но тело и голос будут сопротивляться. Для достижения максимального успеха в этой работе я предложил такую программу, как объемная трансформация личности. Где работа ведется комплексно, по основным направлениям, в сжатые сроки, с высокой интенсивностью и психологическим погружением.

Пока не исправлена основная причина, ваше развитие невозможно. Первое, что надо сделать — это заново осознать себя, на уровне тела, голоса, поведенческой модели. И сделать это не столько психологически, сколько физически, через конкретные навыки, иначе все ваши благие намерения заблокируются простыми физическими блоками.

Работа с голосом.

Голос является основным проводником не только смыслов и образов, которые вы передаете, но и основным носителем вашей энергии. От того открыт он или нет, зависит ваша убедительность, заразительность, полетность вашей энергии. Часто голос бывает заблокирован неправильной привычкой говорить. Очень многие говорят не своим голосом, абсолютно об этом не подозревая. Очень часто приходится работать над тем, чтобы найти истинный голос, тот голос, который присущ вам от природы. Лучше это делать со специалистом, потому что это непросто. Я показываю на мастер-классе упражнение на то, чтобы определить какой у вас голос, но дальше все равно надо будет работать с партнером, который наблюдал бы за тем, чтобы вы не сваливались в привычные регистры. Найти свой голос очень важно. Вы это сами почувствуете, потому что появится необычайная свобода голоса, вам станет приятно говорить, звучать. Появится гибкость и полетность звука, вы почувствуете, что можете выражать свои чувства более легко, переводя нагрузку на интонацию, без лишних слов и жестов.

Правильный голос требует правильного дыхания. Основное, что вам необходимо почувствовать, — это диафрагмальное дыхание. Это такое дыхание, которое опирается на мышцу под названием диафрагма. Это мышца разделяет брюшную и грудную полость. На нее надо опирать дыхание, чтобы организовать правильный дыхательный столб. От этого зависит объемное звучание вашего голоса.

После этого надо разобраться с резонаторами. В России из-за агрессивной среды в общении звук голоса, особенно у мужчин, сильно занижен, и занижают его за счет связок. Голос от этого застревает в горле, перекрывая всю энергию. А энергия должна выходить из вас и лететь. Поэтому, если вы не освободите голос, то энергия останется внутри, она не будет затрагивать собеседников и слушателей. И как бы прекрасно вы не подготовились к речи, какие бы удивительные мысли вы не передавали, какие бы глубокие чувства не испытывали, все это не долетит до слушателя. Важно, чтобы ваша энергия выходила из вас, создавая своеобразное эхо в пространстве. Для того, чтобы это произошло важно разработать зубной резонатор. Работа зубного резонатора, это своеобразный тест на полетность речевой энергии. Ваши зубы должны резонировать во время звучания, и если они резонируют, то ваша энергия летит, если нет, то она вся в вас. Ну и конечно было бы хорошо, если бы вы разработали еще грудной и головной резонаторы, чтобы резонировали трахея и черепная коробка. Этих 3 резонаторов достаточно для того, чтобы быть очень успешным оратором. На мастер-классе, я показываю упражнение на все 3 резонатора, которые можно делать самостоятельно.

Конечно, работа с голосом может быть гораздо подробной, все зависит от ваших целей. Но для простого общения, того, что я описал, достаточно…

Работа с телом.

В теле существует множество мышечных зажимов, которые напрямую связанны с подсознанием, и вы можете долго избавляться от разных страхов психологически, но если вы не снимете мышечный зажим, то он будет своеобразным якорем, который станет снова и снова вызывать ваши страхи. Помимо этого, эти зажимы считываются окружающими как определенная информация про вас, и такая информация не всегда выгодна для вашего имиджа. Есть основные зажимы, которые часто встречаются и присутствуют почти у каждого. Подробно я расскажу только про зажимы лица, остальные лишь перечислю.

Лицо

Зажим в бровях. В зависимости от того, куда направлены внутренние кончики ваших бровей, вниз или вверх, этот зажим создает постоянное, не меняющееся выражение лица, либо испуганное, либо недовольное и злое. Вне зависимости от того, что вы хотите транслировать окружающим, люди всегда будут считывать, только одно — то, что вы либо боитесь, либо чем-то недовольны и на кого-то злы. Со временем этот зажим может перейти в постоянно испытываемое настроение недовольства или страха. Что неизбежно повлияет на весь ваш характер.

Зажим в скулах. Он располагается в соединении нижней челюсти с верхней. Этот зажим держит ваш рот замкнутым, даже тогда, когда вы говорите. Вам, конечно, кажется, что вы открываете рот, но это не так, вы его слегка приоткрываете, и говорите через щелку. Если не верите, подойдите к зеркалу и посмотрите. Этот зажим один из самых распространенных. Если его не снять, то он будет мешать правильно и красиво говорить, мешать звукоизвлечению, внятности, выразительности речи, полетности энергии. Пока вы не откроете рот, полноценно общаться вы не сможете, а выступать и подавно.

Губные зажимы. Их три: Первый зажим — плотно сжатые губы. Этот зажим транслирует окружающим, что вы слишком серьезны, всех презираете. Зажим мешает общению через открытую энергию, ставит стенку между вами и собеседником, часто (если больше зажата нижняя губа) создается впечатление, что человек не говорит, а шипит, как змея. Ощущение постоянной агрессии и закрытости. Если этот зажим снять, то меняется все, даже выражение глаз и пластика тела. Второй губной зажим — кончики губ вверх. Он считывается как излишний оптимизм, иногда как глупое выражение, очень редко бывает органичен, особенно в России. Третий губной зажим — это кончики губ вниз. Очень опасный и отталкивающий зажим. Считывается как неудачливость, разочарование жизнью, может служить причиной одиночества.

Я перечислил только основные зажимы лица, есть еще другие, менее заметные, которые может разглядеть только специалист. Все эти зажимы могут встречаться отдельно друг от друга, но чаще это комплекс зажимов, в котором один зажим основной, а другие прилеплены к нему, как виноградины в грозди.

Другие зажимы.

Шея. Мышцы шеи зажаты часто от занятий танцами, от постановки осанки. Придает вашему имиджу заносчивость, пренебрежение, неестественное положение головы дает ощущение неестественности и деланности. Органично он только у тех, кто действительно долго занимался балетом. Бывает противоположный зажим, мышцы шеи также зажаты, но подбородок задран вверх, голова как будто обращена к кому-то выше, такой зажим говорит о том, что человек не уверен в себе и постоянно просит защиты у взрослых.

Плечевой пояс. Это самый распространенный зажим, присутствует почти у всех в той или иной степени. Шея сокращается, иногда ее почти совсем не видно. Такое ощущение, что человек спрятал голову в плечи, как в раковину, Часто плечи подняты под прямым углом к шее, ощущение, что на плечах огромные погоны, которые человек боится потерять. Все это смотрится неестественно и зажато.

Руки. Первый зажим в локтях. Второй зажим в кистях, в пальцах. При этих зажимах любой жест смотрится неестественно и специально, отсутствует легкость в движениях рук.

Живот. Этот зажим часто встречается у испуганных и неуверенных в себе людях. Опасен тем, что его почти не видно, но он сильно влияет на внутреннее ощущение, если его не снять, то можно не достигнуть нужного результата, и все из-за одного, никому незаметного зажима.

Бедра. Не так часто встречается, бывает обычно у людей, занимающихся хореографией. Придает неестественность всей пластике, особенно походке.

Колени. Очень опасный зажим, особенно для тех, кто собирается публично выступать, потому что он блокирует всю энергию. Как ни странно сильно влияет на голос и полетность звука.

Ступни. Этот зажим говорит о крайней неуверенности. Вы его чувствуете в моменты страха, когда у вас сжимаются ступни. Иногда этот зажим остается навсегда, и постоянно сигнализирует вашему сознанию об опасности, хотя ее нет. Опасен тем, что может сильно влиять на ваше душевное самочувствие. При этом находясь вне зоны внимания.
Теперь коснемся психологии и поведения.

Все поведенческие проблемы я здесь описать не смогу, напишу только о ненужных привычках — первую опишу подробно, остальные только затрону.

Одна из самых распространенных привычек — это привычка не смотреть в глаза собеседнику. Самая тяжелая стадия — это когда в глаза не смотрят никогда, куда угодно, но не на собеседника. Такое ощущение, что вокруг головы собеседника летает моль, и все внимание сосредоточенно на ней. А человека вообще рядом нет. Понятно, что при этом ни о каком общении речи быть не может. И любой разговор длится не более минуты. Другая стадия полегче, но тоже не особо помогает при общении. Хотя на первый взгляд все хорошо, и вроде смотрят друг на друга и общаются. Но если присмотреться, то все общение идет на уровне слов, на уровне информации, но никак не общения. Такое ощущение, что с тобой радио разговаривает. И вроде человек смотрит на тебя, вроде общается, а общения нет. Просто он смотрит не на тебя, а в твоем направлении. Взгляд не долетает до собеседника, не заглядывает внутрь его, такое ощущение, что он вам не нужен, что вас не интересует обратная связь с ним. Это проблема 80%, приходящих ко мне на курс. Часто даже близкие люди не могут найти общения из-за этой проблемы. Надо научиться фокусировать свой взгляд на глазах партнера, смотреть не просто в глаза, а чуть за глаза, внутрь человека. При этом периодически окунать глаза внутрь себя, в свои мысли, но возвращать взгляд всегда на собеседника или собеседников. Не на птичек, не на проходящую девушку, не на красивую машину, а на тех с кем вы сейчас общаетесь. Ваш собеседник должен ощущать, что сейчас он самое важное для вас. Ведь общение это духовный акт, а не болтовня. Важны не столько слова, а то, как и с какой наполненностью вы их скажете.

Следующее от чего надо отучиться — это от того, чтобы смотреть на пол и на потолок. Это глупая школьная привычка, оставшаяся с детства, и от нее надо избавляться, иначе воспринимать вас будут как подростка, да еще и двоечника.

Надо отучиться оправдываться перед выступлением: Я не спал сегодня… не готовился… И вообще, я тут случайно проходил, не обращайте внимания… я несерьезно все говорю… и пр. Если вы так начинаете свое выступление, то можете его вообще не продолжать, вы уже спрогнозировали его неуспех, и потеряли контакт с залом, если вам не важно, то что вы делаете, то почему это должно быть важно слушателям.

Отучитесь унижать себя, когда вас хвалят после выступления: Да, что вы, я не готовился… Мне самому, на самом деле, не понравилось, как-то сухо получилось… Это я шутя… и пр. Не ставьте тех, кто вас хвалит в глупое положение. Не перечеркивайте ваш успех.

Отучитесь от привычки впихивать в одно выступление все, что вы знаете. Остановитесь только на одной проблеме и научитесь доказывать ее только тремя доводами. Но делайте это развернуто, для начала хотя бы в течении 5 минут. Потом можете повысить до 10 минут, а потом и до 15. Этого достаточно для хорошего оратора.

Не надо строить свое поведение свысока, эта привычка встречается часто, хотя ее не замечают, и очень удивляются, когда я на нее указываю. Это происходит от зажима, от того, что человек хочет показать свою компетентность и независимость. Часто из-за этого, человек лишается хорошей работы, и даже не понимает почему его сократили.

Не надо подстраиваться снизу к собеседнику, и даже к начальнику. Если вы все время транслируете, что вы серый подчиненный, то скорее всего им и останетесь навсегда.

Надо научиться транслировать то, что вы действительно хотели бы передать своим поведением. Часто транслируется ровно противоположное от того, что хочет человек. Вместо уверенности страх, неуверенность. Вместо силы, слабость, нервозность. Вместо спокойствия, суетливость, беспокойство. Это встречается почти у 90% обучающихся. Нам кажется, что мы контролируем свой имидж, а на самом деле множество привычных жестов, мимика, ритмы, направленность взгляда, выдают наше истинное самочувствие. И это считывается окружающими очень легко. И мы долго не можем понять, почему у нас не получается, то, что мы задумали, а ответ может находится в наших поведенческих привычках.

Приучите себя считывать язык тела и вести диалог, ориентируясь в основном на него, не только на слова, но и на то, что вы считаете через микрожесты и микромимику.

Надо научиться быть не монотонным. Монотон обычно ассоциируют с речью, но гораздо опасней монотон поведения. Уметь быть разнообразным поведенчески, это почти 100% успех.

И самое сложное из того, что надо воспитать в себе — это умение слушать. Первое, чему я учу актеров — это умению слушать. Не говорить, а слушать. Если умеешь правильно слушать, то можешь и правильно отвечать. Одна из самых сложных задач в работе актера на сцене — это уметь слышать. В жизни она так же важна. В дискуссии выигрывает не тот, кто хорошо говорил, а тот, кто хорошо слушал и услышал даже то, что осталось за скобками, то, что скрывает ваш собеседник, то, что он не хотел бы, чтобы обнаружилось. Это самое важное — научится слышать то, что не было сказано.

И последнее, если вы хотите достичь серьезных успехов, то я, конечно бы, советовал пройти серьезный Курс объемной трансформации. Если вы не можете себе этого позволить, то пойдите хотя бы на мастер-класс, я его для этого и организовал. И хотя я попытался довольно подробно рассказать про первый этап работы с имиджем, многое самостоятельно освоить будет непросто. Надо получить хотя бы минимальные практические навыки от специалиста.

С уважением, Герман Сидаков.

Мы в Facebook Мы в Вконтакте Мы в Instagram
English
© 2014-2017 АНО "Школа драмы Германа Сидакова"
Любое цитирование, или перепечатка материала, только со ссылкой на первоисточник. Политика приватности